Паттерны тяготения

Фрагменты мира

При внимательном наблюдении за человеческой жизнью можно выделить три схемы функционирования, которые имеют соответствующую доминанту в процессе осуществления внутреннего выбора. Наиболее древняя и распространённая модель может быть названа как традиционная схема мышления, суть которой сводится к воспроизведению ранее освоенного даже несмотря на какую-нибудь неадекватность текущему моменту. Причём, аргументом будет объяснение, что прежде все работало и было хорошо, поэтому и сейчас надо так делать. Вторая модель – идейноцентрированная, в основе которой лежит «ослепленность» концептом, которому подчиняются все дальнейшие решения и действия. Наиболее современным в своей представленности является формально-логический подход, где те или иные фрагменты логических цепочек определяют выбор и поступок.

Так что где-нибудь в Лаосе
Потанцуй ещё на тросе
Или где-нибудь в Майами
Помаши ещё руками
Может, всё-таки взлетишь.
      – Щербаков Михаил

Конечно же, в чистом виде какой-нибудь из паттернов встречается редко, поэтому правильнее говорить о преобладании или специфическом соотношении в ту или иную эпоху, аналогично и в человеке. Интересно обратить внимание на то, как происходит взаимодействие данных моделей внутри отдельно взятой психики. Традиционалист может так строить свою логику, чтобы защитить выбранную традицию. Идейный будет создавать традиции для продвижения и укрепления своего взгляда, используя логику как инструмент манипуляций. Формально-логический подход больше будет увлечён процессом и все его действия будут направлены на то, чтобы это не кончалось. Взаимоотношения между этими категориями могут быть и другими, природа человека разнообразна. Важно понимать другое, для чего лучше всего использовать данные возможности. Идейноцентрированность позволяет получить вдохновение, мотивацию, энергию для жизни. Формальная логика позволяет внедрить эту идею в жизнь и пользоваться ее плодами, если они могут дать эту пользу. Традиция обеспечивает устойчивость реализации в тех случаях, когда от этого есть какой-нибудь прок. Как это использует отдельно взятый человек – это его дело и его карма, вот только из таких формируется общество и соответсвующий социальный уклад.