Амартия

Игра с самим собой

В некоторых словарях можно встретить перевод понятия «амартия» как грех, с другой стороны буквальный перевод – промах или непопадание в цель. Можно развернуть обширную дискуссию на тему соответствия как перевода, так и значений каждого из понятий, а можно оставить это все в стороне и попытаться подняться на максимальный уровень абстракции, где все эти противоречия могут быть сняты. Если рассматривать данные понятия с позиции некой динамики, то можно свести их к некой интерпретации как «движение не туда». Здесь возникает резонный вопрос: «Что значит движение туда?» – это самое интересное место, которое и определяет выше обозначенные категории. Фактически началом смысловых построений конкретной жизни является отождествление, которое и определяет точку отчета. Кто-то ассоциируется с обществом и конкретной ролью в нем, кто-то с собственным телом, кто-то с какой-либо фантазией или концепцией и так далее. Следствием этого выстраивается некая иерархическая система ценностей, которая определяет статус тех или иных целей. Последние и определяют то самое «туда». Для поддержания своего существования какой-либо эгрегор, используя общество как инструмент, будет всячески настаивать на абсолютизации собственных целей, постоянно пополняя ряды очередными приверженцами, что будет формировать так называемые универсальные цели. Иными словами, человек постоянно находится в неком неустойчивом состоянии между собственными целями и универсальными, что и приводит к не совсем ясному пониманию этого самого «туда».

«Ирония заключается в том, что нечто постоянно формирует перед человеком выбор, но последний чаше пытается его обойти в угоду мелких сиюминутных представлений, существенно тормозя раскрытие самого себя» – наблюдение из жизни

С экзистенциальной точки зрения амартия – это отклонение от собственной цели, в более понятном изложение – грех рассматривается как предательство самого себя. С позиции общества – отклонение от установленных норм. В первом случае, при некоторой внутренней направленности можно понять, что значит предать себя, а вот разобраться с общественными нормами и их актуальностью для конкретной жизни намного сложнее. В историческом контексте можно заметить постоянную смену тех или иных стандартов, а в некотором случае даже отрицание, что с этим делать  – не совсем понятно. Возможно, в тех случаях, когда ничего лучшего не приходит в голову и подобный путь хоть как-то помогает жить, практичнее согласиться и спокойно заниматься своим делом, в иных же ситуациях – ответ лучше искать внутри себя, так как во вне будет «шило на мыло».

«В большинстве случаев то, к чему стремиться человек находится внутри него самого, во вне лишь указатели как к этому добраться и отвлечения для тех кто не стремится» – точка зрения