Саттва

Наслаждение устойчивостью

Эпоха модерна приучила человека во всём искать истину, подразумевая наличие некой объективной реальности, а иногда и даже более – абсолюта. Сквозь эту призму мы воспринимаем не только возникающие вокруг нас явления, но и более абстрактные категории, приписывая им  наличие каких-то идеальных форм. С другой стороны, достаточно глубоко осмысленный опыт показывает, что к примеру, идеальность – явление ситуативное и являет собой скорее некое совершенство присутствия в определенных условиях, что не говорит о совершенстве вне этих условий или даже в условиях незначительных изменений. Однако, на уровне понятий мы пытаемся зацепиться за что-то более твердое, приписывая им более устойчивые значения, при этом используя  лексикон преимущественно направленный на стабильность. Многие конфессии преподносят нам Благость как нечто конкретное, ставя всё остальное в некую антитезу, зачем это делается мы оставим без рассмотрения и обратим внимание на нечто другое. В многообразие наших стремлений относительно просто заметить, что устойчивость, а может даже и гармония, а там глядишь и Благость, возникают именно в тех случаях, когда принимается не только желаемое, но и обратная сторона, то есть «качели» уравновешены и человек находится в своего рода балансе, что позволяет ясно смотреть на мир, не отвлекаясь на компенсации всякого рода перекосов.

«Человека можно представить как систему балансиров расположенных в совершенно различных плоскостях, где требуется учитывать не только баланс по одной оси, но и взаимное влияние всей конструкции друг на друга» – точка зрения

Попытка хоть что-то зафиксировать, чтобы высвободить внимание от всей этой конструкции вполне понятна, но способы достижения этого могут быть разные. Современные усилия по созданию искусственной стабильности мира что-то несильно помогают, съедая ресурсов несколько больше, нежели давая преимуществ, так как добиться фиксации на достаточном интервале все равно не удается. В основе баланса лежит ясное понимание неизбежности наличия как минимум двух факторов уравновешивающих друг друга, как называемая «обратная сторона монеты» и тому подобное. Недостаточно только иметь это ввиду, необходимо принять оба полюса, именно в действии – это требует практики, а с ней и ресурса.

«Когда в своих обретениях мы изначально учитываем не только желаемое, но и всё то, что находится в качестве противовеса, наши достижения приносят существенно больше, ибо не только не имеют омрачающих последствий, но и соответствуют нашей готовности» – жизненный опыт