…
Сегодня многие активно двигают идею искусственного интеллекта в попытке решить насущные проблемы человеческого общества. Можно по-разному относиться к данной затеи, не рассматривая различные поверхностные выгоды, вдохновляющие на развитие в этом направлении. В рамках автоматизации отдельных процессов человек высвобождает ресурсы для чего-то большего, только вот что это большее понимают не все. Также как не все понимают какова будет цена подобного достижения. Опыт показывает, что человек имеет плохо развитое чувство, когда нужно остановиться. На протяжении всей истории мы наблюдаем маятник, который отклоняется то в одну сторону, доходя до критической стадии, то потом идет в другую с жестким отрицанием, и не успевши успокоиться, начинает раскачиваться в новых направлениях. Основная проблема искусственного интеллекта не находится в ближайшей перспективе, но вектор подразумевает достижение определенного уровня, когда механический алгоритм станет претендовать на субъективность. За этой абстракцией скрывается ряд любопытных моментов. Мы часто наблюдаем, как в случаях каких-либо проблемных ситуаций человек ищет виноватого, пытаясь переложить на него ответственность, теперь он будет перекладывать ответственность на машину, а это значит добровольный отказ от личной субъектности. То есть, движение в сторону объекта, которым некто будет манипулировать.
«Те, кто пользуется умом, не станут поклоняться ему — они слишком хорошо его знают. Те, кто поклоняется, — не пользуются, судя потому, что они о нем говорят» – Гилберт Кит Честертон
Ничего нового в этом нет, так как подобного рода процесс происходит в сознании большинства людей так, что они даже этого не замечают. Как только они отождествились со своим умом, последний берет контроль над человеком и детерминирует большую часть его жизни. Но к счастью, сегодня есть плохо контролируемый умом внешний мир, который позволяет ослабить хватку или подвергнуть сомнению данное отождествление. Теперь представим на минуточку ситуацию, в которой человек находится под властью не только внутреннего ума, но и внешнего. Фактически господином мира станет ум. Достаточно ли хорошо мы знаем что это такое и какой его статус в мироздании, чтобы наделить сие такой властью? И мы ли вообще стремимся реализовать данную затею?
«Ни один ум не в состоянии охватить все бесчисленное разнообразие человеческих нужд» – Фридрих Август фон Хайек