…
С онтологической точки зрения знания имеют наивысшую ценность и обеспечивают возможность функционирования человека в мире. Тем не менее, с экзистенциальной точки зрения можно наблюдать не только положительный эффект, но и явно отрицательное воздействие наличия того или иного знания в частном сознании. Можно в деталях по-разному интерпретировать его деструктивную составляющую, но в общем смысле определенная степень неготовности воспринимающего, делает знание абсолютно бесполезным, а то и вредным. С другой стороны, можно наблюдать такое распространенное явление как «синдром эксперта», где некий «всезнающий» человек с «убедительной аргументацией» создает впечатление глубоко продвинутого специалиста, но на деле не способен сделать что-либо стоящее. Всегда найдутся люди, которые будут говорить о том, что одни созданы говорить, другие делать или что-то в этом роде, но возникают некоторые сомнения к подобного рода источникам, которые чаще всего транслируют полученную где-то информацию, не пропустив её через свой жизненный опыт. Возможно в исходном варианте определенное здравое зерно присутствовало, но в интерпретации подобных экспертов какие-то аспекты теряются, что может сделать знание не только неактуальным к текущей ситуации, но и «мёртвым». Взятое на вооружение оно приводит к потери жизненного времени или ещё хуже причиняет вред, но это станет ясно сильно позже.
«Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение» – И. Гёте
Хорошее образование позволяет находит знания самостоятельно, но большинство массовых образовательных систем не обучают навыкам адаптации знаний к использованию в жизни. Чаще всего это делает каждый самостоятельно или воспользовавшись услугами человека, который в данном вопросе реализовался. Возможно, это будущее развитие образования, где технологическим аспектам будет уделять несколько большее значение. Обобщено можно говорить о таких понятиях, как стратегия и тактика, где в первом случае речь идёт о роли того или иного знания в конкретной жизни вообще, а во-втором, о способах его использование в текущих ситуациях. Последнее как раз и опирается на доступный заданному человеку функционал, если он отсутствует, знание может не принести плоды, хотя может поспособствовать развитию функционала, и при N-ной попытке есть шанс прийти к результату. «Кривое знание» значительно усложняет весь процесс, а то и сводит жизнь к запутанности и потери смыслов.
«Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека» – Фёдор Михайлович Достоевский
Все выше сказанное обращает внимание не только на достаточную достоверность содержания принимаемых знаний, но и на более широкое их осмысление в рамках собственной жизни в целом. Попытка воспользоваться готовым продуктом авторитетного мнения переводит человека из статуса ведущего самого себя по жизни, в статус ведомого кем-то не совсем понимаемо куда и зачем, только лишь потому, что показанная картинка чем-то понравилась.
«На фотографии многое выглядит лучше, чем в жизни, но только лишь потому, что мы не видим то, что осталось за кадром» – наблюдения из жизни